История

История образования органа государственного регулирования цен и тарифов
 В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», решением Законодательного Собрания Владимирской области от 16.07.1997 г. № 199 «О схеме управления Владимирской областью и структуре администрации области», постановлением главы администрации области от 09.09.1997 г. № 558 была образована постоянно действующая региональная энергетическая комиссия, входящая в структуру администрации Владимирской области.
Региональная энергетическая комиссия Владимирской области зарегистрирована Администрацией Владимирской области 09 сентября 1997 года. 
Однако, функционировать как постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования тарифов региональная энергетическая комиссия Владимирской области начала только с октября 1997 года. 
Штатная численность региональной энергетической комиссии на момент ее образования составляла 14 человек.
Первый приказ по региональной энергетической комиссии Владимирской области был принят 09 октября 1997 года.
Первым председателем региональной энергетической комиссии Владимирской области являлся Филиппов Сергей Николаевич, занимавший на тот момент должность заместителя главы администрации области.
Первым руководителем региональной энергетической комиссии на штатной основе был Карпов Евгений Алексеевич.
Основными задачами, которые необходимо было решать региональной энергетической комиссии, стали:
-        установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд;
-        разработка нормативно-правовой базы тарифного регулирования;
-        достижение сбалансированности экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов посредством формирования оптимальных балансов электрической и тепловой энергии (мощности);
-        обеспечение прозрачности расходов энергоснабжающих организаций, гласности в процессе подготовки и принятии решений региональной энергетической комиссией;
-        создание условий для обеспечения надежности энергоснабжения потребителей области;
-        принятие действенных мер по энергосбережению.
Для обеспечения более эффективной работы при региональной энергетической комиссии были сформированы постоянные рабочие органы: экспертный совет и рабочая группа по проверке расчетов тарифов энергоснабжающих организаций.
Региональная энергетическая комиссия одна из первых в Российской Федерации сформировала топливный баланс области. Для выполнения поставленной задачи специалистами РЭК были обследованы 1229 котельных в 22 муниципальных образованиях области.
Во исполнение федерального законодательства региональная энергетическая комиссия раньше других субъектов Центрального Федерального округа стала осуществлять контрольные мероприятия за соблюдением энергоснабжающими организациями порядка ценообразования на электрическую и тепловую энергию и применять к правонарушителям меры административного характера.
За тот короткий промежуток времени, что существовала региональная энергетическая комиссия, она смогла добиться того что, во всех муниципальных образованиях области электрическая и тепловая энергия отпускалась энергоснабжающими организациями потребителю по тарифам, установленным в определенном законодательством порядке.
Данное достижение далось нелегко, много сил и ресурсов было затрачено. Производители и продавцы энергоресурсов не хотели мириться с тем, что данная сфера бизнеса подпадает под регулирование государства.
Большинство предприятий целенаправленно уклонялись от предоставления в регулирующий орган необходимых расчетных материалов для установления соответствующих тарифов.
На заседаниях правления по вопросу включения в тарифы расходов, связанных с производством и реализацией энергоресурсов, разгорались «нешуточные баталии», но во всех случаях регулирующий орган устанавливал экономически обоснованные тарифы, не забывая о доступности потребителям указанных товаров и услуг, и энергоснабжающим организациям с этим приходилось мириться.
Руководствуясь принятыми Федеральными законами от 26.03.2003г. №38–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и №35–ФЗ «Об электроэнергетике», во исполнение Закона Владимирской области от 09.06.2003г. № 49–ОЗ «О внесении изменения в Закон Владимирской области «О структуре администрации Владимирской области» постановлением Губернатора области от 19.06.2003 № 309 региональная энергетическая комиссия с 1 июля 2003 года переименована в департамент государственного регулирования топливно–энергетического комплекса администрации области (департамент ТЭК), который возглавляла Ваулина Галина Анатольевна.
Наряду с обязанностями по осуществлению государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также цен на сжиженный и природный газ, реализуемый населению на хозяйственно–бытовые нужды, департамент ТЭК был наделен дополнительными полномочиями в сфере регулирования топливно-энергетического комплекса и развития энергетики области.
Большая работа проделана в сфере энергосбережения. Департаментом ТЭК была разработана  областная целевая программа «Энергосбережение и повышение надежности энергоснабжения в сферах производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года», целями которой являлись: снижение затрат на производство электрической и тепловой энергии, повышение надежности энергоснабжения потребителей, а также обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса области. 
Путем слияния с департаментом по ценовой политике администрации области департамент ТЭК с 01 февраля 2006 года реорганизован в департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, директором которого с момента его образования является Вен Ольга Евгеньевна.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации стратегическими целями департамента цен и тарифов в области осуществления государственного регулирования тарифов и цен являются:
1. Обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг (Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
2. Создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций и стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) (Федеральные законы от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).
3. Удержание на территории Владимирской области уровня инфляции в пределах, установленных Правительством РФ.  
Указанные цели, поставленные перед департаментом цен и тарифов, соответствуют приоритетам государственной политики и направлены на достижение стратегической цели развития Владимирской области по формированию потенциала долгосрочного устойчивого развития, в том числе энергетической и транспортной инфраструктуры. 
Для достижения первой цели необходимо решение следующих задач:
-        создание механизма согласования интересов производителей и потребителей товаров и услуг;
-        защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
-        формирование общественного мнения, а также обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов;
-        предотвращение завышения тарифов и цен организациями, осуществляющими регулируемую деятельность по реализации товаров и услуг. 
Механизмом решения указанных задач является проведение государственного регулирования цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов, не зависимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности путем установления экономически обоснованных фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, согласования и декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, а именно:
Газ природный, реализуемый населению;
Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);
Услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
Электрическая энергия (мощность), поставляемая населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов)
Тепловая энергия, услуги по передаче тепловой энергии;
Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
Плата за подключение к системе теплоснабжения;
Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении;
Торговые надбавки к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
Социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
Товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации бытовых отходов.
Предельные индексы изменения тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и (или) стандартизированные ставки, определяющие величину этой платы.
Плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 4, 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которыми полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг отопления, водоснабжения и водоотведения, а также по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в полном объеме переданы на уровень субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» за субъектом Российской федерации закреплен ряд полномочий в сфере теплоснабжения, в том числе по утверждению:
-        нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге;
-        нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
-        нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Кроме того, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» и от 05.08.2009г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» за органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации закреплены полномочия по государственному регулированию цен перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с решениями совещания, проведенного 21 сентября 2010 года, все вышеуказанные полномочия возложены на департамент цен и тарифов администрации области с одновременным изменением его структуры и увеличением штатной численности.
В 2010 году штатная численность департамента цен и тарифов администрации области составила 37 человек, с 2011 года 55 человек.
Одним из приоритетных направлений деятельности департамента цен и тарифов администрации области является обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе и для населения, информации об утверждении тарифов. С этой целью департаментом организовываются выступления и публикации в средствах массовой информации Владимирской области, встречи с населением и проведение семинаров со специалистами муниципальных образований.
В связи с этим в 2011 году в департаменте цен и тарифов образован отдел контрольно-аналитической работы и рассмотрения обращений граждан. Основными задачами отдела контрольно-аналитической работы и рассмотрения обращений граждан департамента цен и тарифов администрации являются осуществление государственного контроля за применением установленных по муниципальным образованиям предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, рассмотрение заявлений и обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию департамента, в том числе с выездом в городские и сельские населенные пункты области.
Главные специалисты-эксперты отдела размещены непосредственно в муниципальных образованиях для наиболее оперативного решения поставленных задач в части проведения разъяснительной работы с населением по вопросам тарифного регулирования организаций коммунального комплекса и осуществления комплекса контрольных мероприятий в рамках возложенных на отдел полномочий.
Прием граждан и выездные встречи с населением уполномоченными по муниципальным образованиям специалистами отдела проводятся согласно запланированному графику, который размещается на официальном сайте департамента цен и тарифов http://dtek.avo.ru/. Организационные вопросы по проведению встреч с жителями в обязательном порядке предварительно согласовываются с администрациями муниципальных образований.
Огромную работу департамент цен и тарифов администрации области проводит по реализации своих полномочий в сфере государственного контроля (надзора). В целях предотвращения завышения цен и тарифов организациями, осуществляющими регулируемую деятельность по реализации товаров и услуг, департаментом цен и тарифов администрации области проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения организациями установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области порядка ценообразования.
Департамент  принимает активное участие в работе по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы по вопросам ценообразования и тарифного регулирования, вносит предложений по изменению действующего законодательства, участвует в заседаниях круглых столов в Государственной Думе Российской Федерации.
Сотрудники департамента постоянно работают над совершенствованием своих профессиональных качеств путем обучения  на курсах повышения квалификации в рамках Программ всестороннего обучения на базе ООО «ЦНТИ «Прогресс», Учебного центра НП «Совет Рынка», Российской академии  народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Четверо  государственных гражданских служащих департамента цен и тарифов администрации области награждены Почетной грамотой Федеральной службы по тарифам, двое государственных гражданских служащих имеют Благодарность Федеральной службы по тарифам.
В настоящее время в департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, проходят государственную гражданскую службу 55 человек, которые являются всесторонне развитыми и высококвалифицированными специалистами, знающими свое дело «на отлично», и умеющими эффективно применить свои знания при осуществлении профессиональной деятельности.